Многие начинающие фотографы рано или поздно задумываются о собственном сайте, где их услуги были бы представлены в виде портфолио с удобным прейскурантом и контактами для обратной связи. Но, далеко не все могут позволить себе оплатить специалиста по созданию сайта. В данной статье мы рассмотрим общий пошаговый подход в оперативном создании сайта-портфолио своими руками с примерами уже созданных сайтов фотографа из Екатеринбурга Глеба Клементьева и Цитадели Контента GMPH. Итак, что нужно делать...

1. Придумать и приобрести оригинальное доменное имя, отражающее вас как автора, желательно простое в запоминании и указании, например, как у Глеба - ihatethis.work или GMPH – gmph.ru. Для этого необходимо выбрать удобный сервис, располагающий доменами в нужной области (com, org, ru и прочие). Доменные сервисы как правило сразу же предлагают комплекс инструментов, включая проверку имени домена и оплату. В случае Глеба был выбран американский сервис Namecheap. Если у вас возникнут трудности на данном этапе, вы всегда можете обратиться в службу поддержки сервиса или следовать инструкции на сайте.
2. Выбрать импортёра хостинга, который будет хранить данные вашего сайта и с которым вы будете решать все технические вопросы по различным протоколам, командам и переадресациям. В случае GMPH была выбрана компания Net Angels, которая базируется в Екатеринбурге. По уточнениям также рекомендуем обращаться в службу поддержки клиентов импортёра, так как часто имеется ряд индивидуальных особенностей.
3. Выбрать движок для сайта, желательно тот, что сразу же адаптирует создаваемый сайт для мобильных устройств. Сегодня очень много движков, освоить которые может каждый, даже не имеющий опыта в программировании и вёрстке. Движки сразу предлагают набор шаблонов и оптимизацию, которая заранее настроена разработчиками. Всё, что от вас требуется - просто заполнить предложенные шаблоны своим контентом. Вы можете взять за ориентир сайт фотографа, который вам понравился и просто использовать такой же движок (его часто можно уточнить внизу странички или же спросить напрямую у автора). В случае фотографа Глеба Клементьева был выбран движок Adobe Portfolio. Он на понятном русском, у него отличная интеграция и простой интуитивный интерфейс, с которым справится даже ребёнок.
4. Назначить купленный домен, упомянутый в пункте 1, вашему новому сайту (обычно это делается через админку движка). Не оставляйте предложенные движком доменные имена, они длинные, выглядят неоригинально и больше рекламируют не вас, а движок. Чтобы вникнуть в особенности этой настройки обратитесь к faq соответствующего раздела админки.
5. Создать визуальную карту сайта — своеобразный макет, где будут продумана навигация, разделы, подразделы и галереи, назначить кнопки и формы обратной связи. Продумать имена URL и пути, чтобы потом было легче наполнять сайт контентом. Пример визуальной карты сайта gmph.ru в иллюстрации к статье.
6. Когда скелет сайта с предусмотренными страницами будет собран, надо подготовить контент для заливки — тексты, изображения и видео. Тексты предварительно проверить на оригинальность и наличие ошибок, изображения и видео уменьшить в пользу скорости загрузки страниц (это необходимо для базового SEO), оптимальный размер изображений не менее 1000 px и не более 2000 px по длинной стороне. Также изображениям нужно придать веб-параметры: 8 bit, 72 dpi, sRGB (это необходимо для корректного отображения на выводящих устройствах).
7. Начать наполнение сайта контентом, придерживаясь правил веб-дизайна, норм возрастного ограничения и правил использования генеративного контента. На этом этапе продолжается вёрстка, так как что-то нужно будет ровнять, сдвигать, форматировать текст и так далее. Как правило тут возникает потребность в производстве дополнительного веб-контента: фоны, плашки, кнопки, иконки навигации и прочее. Обратите внимание, что у многих движков есть возможность задать вёрстку шаблона, которая распространится на все страницы сайта, это очень упрощает весь процесс.
8. После того как сайт наполнен, необходимо его оптимизировать. Для начала проверьте его на максимально возможном количестве выводящих устройств (ПК, ноутбуки, планшеты и смартфоны), для этого можно подключить друзей и подписчиков. Будьте уверены, выявится множество огрехов вёрстки и непрактичных решений. По техническим ошибкам смело общайтесь со службой поддержки движка. Все эти ошибки необходимо будет устранить. Обязательно проверьте формы обратной связи.
9. Выполните базовую оптимизацию SEO, это поднимет ваш сайт в поисковой выдаче. Ещё раз проверьте ваш контент на уникальность, в него не должны попасть произведения других авторов. Снабдите каждую страницу ключевыми словами (обычно для таковых есть отдельный раздел админки), и следите, чтобы ключевые комбинации не повторялись (даже одним словом). Снабдите каждое изображение тегами и проследите, чтобы не было расхождения с содержимым изображения, поисковые механизмы этого не любят. Обязательно наполните сайт гиперссылками и иконками ваших социальных сетей. По возможности подключите метрические счётчики, чтобы в будущем отслеживать посещаемость.
10. Запустите сайт и собирайте обратную связь (метрика и аналитика), на оставшиеся нюансы вам укажет общественное мнение, прислушивайтесь к нему, чтобы сделать сайт ещё лучше. Дайте анонс вашего нового сайта в своих социальных сетях.